Дом, где живёт искусство

- Детская школа искусств – один из важных культурных центров г. Новосокольники, - утверждает директор школы И.В. Беляева. - Вряд ли кто из горожан не знает, где находится эта школа. А многие – либо учились в ней, либо водят сюда своих детей, внуков. Ведь с раннего возраста в ДШИ учат любить и понимать самое прекрасное - искусство, будь то музыка, хореография, живопись, театр.

Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский отмечал: “Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…” Поэтому педагоги детской школы искусств и занимаются заполнением этой пустоты, прививают любовь к искусству.

Школа искусств сегодня - это стабильный творческий коллектив преподавателей и учащихся, который постоянно находится в поиске новых творческих проектов, хранит свои лучшие традиции, создаёт новые.

Почётная обязанность педагога

… Лишь только подходишь к зданию ДШИ, как из окон слышна музыка. Это занимаются наши ученики. Ведь школа – это учебный процесс, требующий больших усилий, старания, усидчивости, терпения. И, конечно же, рядом с учеником всегда находится его опытный наставник, преподаватель.

В ДШИ работает стабильный коллектив преподавателей. Большинство из них имеют богатый педагогический опыт, высшую квалификационную категорию. На своих занятиях преподаватели не только обучают какому-то виду искусства, но и замечают все особенности, наблюдают за творческим ростом своих учеников. Для этого они прилагают все старания, не жалея ни времени, ни сил для их всестороннего развития. Опытный педагог, любящий своих воспитанников, всегда найдет возможность оказать содействие талантливому ребенку в его дальнейшем творческом росте. Ведь выявление и воспитание молодых талантов, передача им своих навыков и знаний, а затем содействие им в дальнейшем творческом росте и есть почетная обязанность педагога.

Благодаря учебной и просветительской работе преподавателей школа искусств каждый новый учебный год гостеприимно распахивает двери перед новыми учениками – первоклассниками, где их ждут занятия на хореографическом, художественном, театральном, музыкальном отделениях. А малышей ждет отделение начального эстетического воспитания.

Творческий азарт

На музыкальном отделении школы трудятся замечательные преподаватели: Лилия Владимировна Королёва (гусли, домра, гитара), Людмила Владимировна Ретуева (скрипка, гитара), Ирина Владимировна Иванова (теория музыки, фортепиано), Екатерина Георгиевна Кононова (фортепиано), Ирина Владимировна Волик (баян, аккордеон), Елена Михайловна Жданович (баян, аккордеон). Занятия музыкой, помимо воспитания музыкального вкуса и развития музыкальных навыков и способностей, решают огромные по своему значению, сложнейшие задачи — формирование мировоззрения человека, его убеждений, взглядов.

Но современная детская школа искусств не может жить исключительно учебным процессом. Скромный повседневный труд за мольбертом, в музыкальном классе или у хореографического станка требует непременной творческой реализации. Даже самому маленькому танцору, художнику, музыканту, театралу нужно признание зрителей. Только так формируется целеустремленность, умение преодолевать трудности, появляется творческий азарт.

На музыкальном отделении уже стало традицией проводить школьные конкурсы этюдов и пьес. Учащиеся этого отделения успешно выступают на межрайонных и областных конкурсах. Наши воспитанники Елизавета Колесникова (преподаватель Л.В. Королева), Артем Курицын, Вячеслав Крупко (преподаватель Е.М. Жданович), Мария Селезнева, Ангелина Жаворонкова (преподаватель Л.В. Ретуева), Алина Волик (преподаватель Е.Г. Кононова), старшая вокальная группа, Карина Савталян (преподаватель И.В. Беляева) неоднократно становились лауреатами или обладателями различных дипломов. И, конечно же, огромная заслуга в том их преподавателей.

Влюблённость в профессию

Хореографическое отделение школы представляют два преподавателя – Елена Васильевна Кукина и Ольга Владимировна Кирсанова.

Хореография - искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического развития детей.   Педагог-хореограф должен сформировать, развить и укрепить у детей потребность в общении с искусством, понимание его языка, любовь и хороший вкус к нему, и очень важно показать это на собственном примере.

Правильно подобранный репертуар для сценической практики помогает нацеливать учащихся на более свободное и технически совершенное овладение исполнительской культурой, а также развитие их музыкальности, индивидуальности и артистизма.

Все это можно полностью отнести к Е.В. Кукиной, высококвалифицированному специалисту, влюбленному в свою профессию, умению подойти к каждому ребенку. Возможно, поэтому класс Елены Васильевны стабилен. Дети стремятся не только хорошо заниматься, но и участвовать в концертах в составе хореографических коллективов.

Особенно хочется отметить хореографический ансамбль «Отражение», в который входят выпускники и учащиеся старших классов. Этот коллектив любят жители города за профессионализм, слаженность в исполнении - будь то народный или современный танец. Да и что говорить, очень приятно посмотреть на девчонок, которые с улыбкой и легкостью выполняют сложные танцевальные элементы. Коллектив «Отражение» принимает результативное участие в областных и международных конкурсах. А заслуга в этом принадлежит Е.В.Кукиной.

Образцовый коллектив

В детской школе искусств работает театральное отделение. Руководит отделением Тамара Алексеевна Андреева - преподаватель высшей категории. Творческая, энергичная, она не только учит своих воспитанников азам театрального искусства, готовит спектакли, организует творческие встречи со зрителями, но и формирует традиции в своей театральной труппе: самостоятельность, чувство взаимовыручки, преемственность поколений.

Уже не один век театральное искусство привлекает своей возможностью «прожить» множество жизней, «примерить» вместе с костюмом множество характеров героев: смотреть на жизнь их глазами, понять и оправдать их поступки. В жизни на сцене — своя правда и своя ложь, свои правила игры. Изучением азов этих правил и заняты наши ребята.

Учащиеся театрального отделения являются постоянными участниками школьных и городских мероприятий, участвуют в музыкально-литературных композициях, которые проходят в библиотеках города. Также учащиеся театрального отделения — ведущие на школьных праздниках, участники театрализованных представлений у музыкантов, школьных спектаклей.  

По инициативе Т.А. Андреевой в 2005 году на театральном отделении был создан театральный коллектив «Ливень». Это коллектив единомышленников, связанных большой любовью к театру и огромным желанием реализовать свои силы на сцене. Он часто выступает со спектаклями и отдельными номерами на школьной сцене, является активным участником районных мероприятий, выступает перед воспитанниками детских садов, учащимися общеобразовательных школ. Является неоднократным участником   областных, всероссийских, международных конкурсов. Высокий уровень и профессионализм коллектива «Ливень» подтверждают награды за участие в этих конкурсах.

В 2011 году «Ливень» получил звание «Образцовый художественный коллектив», а в 2016 году подтвердил это звание.

Вот уже третий год в апреле в ДШИ будет проходить театральный фестиваль «Пашуля», организатором которого является Т.А. Андреева. С каждым годом желающих участвовать в конкурсе становится все больше и больше, в том числе из других районов.

Тактичный стиль работы

В ДШИ учатся дети и на художественном отделении, где преподают Елена Анатольевна Кропачева и Жанна Павловна Новикова. У каждого художника, даже самого юного, есть свои взгляды на мир, свои интересы, привязанности и любимые темы, свои приемы и секреты работы, т. е. качества, составляющие творческую индивидуальность. Эти качества и стремятся поддержать, укрепить и развить наши преподаватели. Они заботятся о развитии у своих учеников художественного вкуса, любви к искусству, стремления к творчеству.

Е.А. Кропачева не только преподаватель, но и заведующая художественным отделением. Она огромное внимание уделяет творческой индивидуальности. У Елены Анатольевны не принято поправлять своей рукой работы учеников. Если ошибку трудно объяснить словами, она показывает на отдельном листе бумаги, как ее можно исправить. Она считает, что творческая индивидуальность — это не только особенное восприятие формы и цвета предметов, не только выбор определенных технических средств в работе. Все это связано с мировоззрением художника, с его отношением к людям и их поступкам, к природе, ко всему, что нас окружает.

Сколько любви, сил, доброты, знаний, упорного труда требуется, чтобы дать прочные, глубокие знания своим ученикам! И труд преподавателей ДШИ оценивается по достоинству, когда дети и их родители с благодарностью отзываются о своем учителе, когда на мероприятиях, проводимых школой искусств, нет свободных мест в зале. Очень приятно, что лучших преподавателей школы ежегодно чествует Глава района.

Мы живём не только сегодняшним днём, но и надеждой на то, что ряды преподавателей детской школы искусств пополнят новые молодые кадры, которые, как и многие из наших педагогов, прибывших когда-то по распределению, так же полюбят Новосокольники, останутся здесь жить и прививать детям любовь к искусству.