«Потёмкинские деревни»: 7 лет спустя

Рассказывает Дмитрий Матвеев, генеральный директор группы компаний «Кабош», в которую входит «Слактис», Великолукский молочный комбинат, Великолукский тепличный комбинат.

В апреле состоялся традиционный форум передовиков сельского хозяйства Новосокольнического района. На нем, в частности, прозвучали слова большой благодарности в адрес коллектива молочно-товарного комплекса «Недомерки». Как известно, МТК «Недомерки» и ещё три комплекса – В Великолукском, Куньинском и Бежаницком районах - входят в состав самого крупного агропромышленного холдинга по производству молока ООО «Слактис» не только на территории Псковской области, но и Северо-Западного региона.

В 2016 году на этом МТК произведено более 13000 тонн молока при средней продуктивности 9785 килограммов на корову. МТК «Недомерки» - это современное высокотехнологичное предприятие с уровнем производства мирового уровня. На МТК трудится 39 человек, которые обслуживают 2500 голов крупного рогатого скота.

На сегодняшний день этот холдинг производит на территории нашего региона более 200 тонн молока в сутки.

Семь лет назад было высказано немало сомнений и неутешительных прогнозов по поводу строительства этих мегаферм. Годы работы показали, что игра стоила свеч. Как достигается положительная динамика? Кто её обеспечивает? За ответом на эти и многие другие вопросы мы отправились к руководителю группы компаний «Кабош» Дмитрию Матвееву.

Нас встретила обаятельный ассистент Генерального директора Екатерина Василенко. Состоялось знакомство. Екатерина родом из Нижнего Новгорода. Трудится в этой компании недавно. За ее плечами опыт работы в Латинской Америке. Она свободно владеет испанским и английским языками.

Екатерина организовала небольшую обзорную экскурсию, кратко поведав нам технологию производства сыров. Мы даже увидели процесс, правда, через окно. Чтобы попасть в цех, необходимо тщательно к этому подготовиться, а для этого у нас не было времени – мы спешили на встречу с главным вдохновителем всех идей – Генеральным директором ГК «Кабош» Дмитрием Викторовичем Матвеевым.

Твёрдо стоим на ногах

В ноябре исполнилось семь лет, как в Псковской области успешно работает проект ООО «Слактис». На четыре мегафермы было завезено из Австралии около 5000 телок известной высокими надоями голштино-фризской породы. Из первых уст мы услышали о том, что происходит на предприятии сейчас.

– Начать, наверное, надо с того, что, несмотря на фатальные прогнозы, предприятие работает и развивается. В 2016 году мы начали объединять все наши компании под одним брендом «Кабош». Целью было - объединение всех процессов, которые присутствуют при производстве сыра. Это производство молока (ООО «Слактис»), собственное производство кормов (ООО «Зеленая лига»), собственное производство сыра и собственная дистрибуция.

Также в нашей группе есть ещё одно направление – овощи закрытого грунта. Это теплицы, которые мы приобрели в 2009 году. Они расположены на территории Великолукского района. На сегодняшний день это современное предприятие, в которое мы инвестировали около 200 миллионов рублей. И результат мы видим. Во-первых, это 100 рабочих мест. Во-вторых, собираем на 40-50 процентов овощей больше, чем собирали раньше в колхозе «Великолукский». Планируем и дальше развивать это производство. Сейчас ищем участок для нового современного тепличного комплекса, в котором будем выращивать разные овощи.

Если брать всех сельхозтоваропроизводителей молока в псковской области, то наша доля составляет около 50 % от всего производства молока области. Сегодня ежедневно мы производим более 200 тонн собственного молока в сутки. Ежедневно мы производим порядка 150 тонн молока на четырёх наших молочно-товарных комплексах, которые расположены в Новосокольническом, Бежаницком, Великолукском и Куньинском районах. За прошедший год мы получили более 9,5 тысячи литров молока в расчете на одну корову. Конечно, в тех хозяйствах, которые были объединены в компанию «Зелёная лига», такой продуктивности мы не имеем, но над этим вопросом работаем.

Проект строительства четырёх молочно-товарных комплексов наделал много шума в 2009 году. Из 100 процентов людей, которые узнавали про наш проект, 80 относились к этому скептически. Никто не верил. Все говорили, что будут строить «потёмкинские деревни», там никогда ничего не будет. Вы знаете, что такие же настроения были и в Новосокольническом районе. Так как все привыкли, что в сельском хозяйстве много говорят, но ничего не делают.

Сейчас мы – компания, которая твёрдо стоит на ногах. Естественно, мы использовали как свои средства, так и привлечённые средства Сберегательного банка. Мы – компания, которая вовремя обслуживает все свои обязательства, мы вовремя платим заработную плату, у нас самый высокий показатель не только по производству молока, а и по уровню заработной платы. Люди на комплексах получают от 25 до 45-50 тысяч рублей. Заработная плата выплачивается официально два раза в месяц на банковскую карту.

Путь от молока до сыра

- Дмитрий Викторович, лидеры мировой сырной промышленности в один голос твердят, что хороший сыр можно сварить только из качественного молока. Ваши сыры получили признание. Как удалось этого добиться?

- Россия никогда не была страной, известной своим сыроделием. И наша задача – разрушить этот стереотип, создавая настоящие сыры в России, в климатически благоприятной для этого Псковской области.

«Кабош» – производитель особых сортов сыров по уникальной рецептуре. Свою миссию мы видим в создании культуры потребления и производства сыра в России. Мы серьёзно углубились в изучение истории нашего края и Великих Лук особенно. И узнали, что в Великих Луках, которым 850 лет, оказывается, есть своя история сыроделия. Мы нашли эти факты, подключили краеведческий музей. Все знают, что по Ловати пролегал путь «из варяг в греки». У нас на территории Великих Лук было место, где останавливались мореплаватели для того, чтобы пополнить продуктовые запасы. И сыр был единственным молочным продуктом, который они могли взять с собой. Кстати, в Новосокольниках мы находим что-то похожее, связанное с бытовавшими помещиками, которые также занимались сыроделием. Если у кого-то есть информация по этому вопросу, мы будем рады, если с нами ею поделятся.

Название «кабош» - является неологизмом, происходит от французского слова «Кабошон» так в ювелирном искусстве называют способ огранки ювелирных камней. Таким образом, мы хотим подчеркнуть, что каждый сыр, произведенный нами, – это шедевр ювелирной работы.

Мы делаем сыры разных групп – голландские, итальянские, испанские. И делаем их с технологами из этих стран, но из молока, произведенного нами в России.

- Дмитрий Викторович, откуда к вам поступает молоко?

- Основное количества молока поступает из наших комплексов, а также принимаем молоко из Ленинградской, Тверской, Смоленской областей. Но нам нужно молоко высшего сорта. К сожалению, не все хозяйства хотят работать над повышением сортности своего молока. Вы должны понимать, что хороший сыр невозможно сделать из плохого молока, и поэтому мы платим хорошие деньги за молоко. Для нас нет разницы, кто даёт нам молоко, – наша собственная компания или другие хозяйства, которые приезжают к нам сдавать молоко. Цена на молоко составляет от 30 рублей за литр молока. Но еще раз подчеркну: молоко только высшего сорта!

Не хотим остаться одни

- Дмитрий Викторович, готовы ли вы делиться своим успехом и своими знаниями? Бытует мнение, что Матвеев никого не хочет пускать к себе на фермы.

- Это враньё. Мы готовы делиться своими знаниями со всеми, кто этого желает. Большинство людей, которые к нам изначально в 2010-2011 годах приезжали, пытались найти у нас проблемы. С такими людьми, конечно, нам не найти общий язык. С теми, кто хочет работать, мы готовы в рамках сотрудничества делиться и знаниями, и опытом.

Почему? Потому что мы хотим, чтобы на территории Псковской области было больше таких компаний, как наша. Я считаю, что молочное животноводство – это единственная отрасль, которая может обеспечить занятость населения на селе. Ведь производством молока можно заниматься как на крупных фермах, так и на мелких, держа 5-10-15 коров. Этим нерентабельно заниматься, держа одну корову. Вы будете сами это молоко потреблять, и никто к вам за этими пятью литрами домой не поедет. Но держа 15 коров, получая в день почти 300 килограммов молока, поставив охладитель, вы будете спокойно собирать продукцию два дня. За полтонной мы к вам всегда приедем и молоко заберём. Должна быть экономика. Повторюсь, мы заинтересованы, чтобы таких компаний становилось больше. Потому что мы не хотим остаться одни. Мы хотим, чтобы люди рядом с нами жили с достатком.

С теми, кто с нами работает, сдаёт нам молоко, мы готовы сотрудничать особенно серьёзно. Если мы будем видеть будущее в работе с этими хозяйствами, мы готовы больше своего времени в них инвестировать, а, как известно, время – деньги для нас.

- А где вы набирались опыта?

- Когда я начинал это дело, наблюдал, как развивается молочное животноводство в Европе и как оно развивается у нас. Задал себе один простой вопрос: почему там оно развивается и там оно выгодно, а у нас нет?

Понял, что многие вещи мы делаем не так. Мы живём наследием прошлого, в котором, надо сказать, было много и хорошего, но давайте признаемся сами себе в том, что никакой экономики в сельском хозяйстве никогда не было. Люди в то время думали о том, как получить какие-то фонды.

Мы решили, что мы должны развивать свою компанию так, чтобы мы жили не за счёт государства, а могли себя сами обеспечить, что сегодня и получается. Я посетил более 450 ферм в Америке и столько же в Европе. По крупицам собирал знания. На сегодняшний день могу вас заверить, что нет в Российской Федерации компании с таким опытом, как у компании «Слактис», потому что мы собрали у себя лучшие мировые практики.

Когда мы их внедряли, было очень большое противостояние со стороны руководителей разного уровня. Я постоянно говорил своим коллегам, что у них всегда есть право выбора, где работать и с кем. Но вы должны понимать, что в любой компании есть свои правила и человек либо их принимает и тогда он работает в компании, либо нет, но тогда нужно расставаться с этой компаний. Я часто говорю своей команде: «Вы без меня - никто, но и я без вас тоже никто. Мы – одно целое».

Я внимательно выслушиваю всех. Да, я жесткий руководитель, но всех людей, которые работают у нас в компании, которые не хотят стоять на месте, а развиваются, я всегда поддерживаю. Сегодня в группе компаний «Кабош» работают около 1500 человек. И я уверен в том, что могу положиться на любого члена моей команды.

Есть компании, которые производят молоко, производят сыр, но тех, которые делают всё вместе, – таких нет. С нами сегодня сотрудничают многие зарубежные компании, потому что мы можем обеспечить высокое европейское качество. Наша продукция недешёвая. А как она может быть дешёвой, если мы за литр молока платим 30 с лишним рублей? И вся продукция, которую мы производим, – она натуральна.

 

О работе с персоналом

- Дмитрий Викторович, у вас серьезные требования к подбору персонала. Где берете специалистов? Сами «взращиваете»?

- На фермах работают как местные жители, так и приезжие. Например, есть граждане Украины.

Сложилось так, что менеджеры, управляющие на фермах – в основном приезжие, а рабочие в большинстве своем – местные. Хотя вопрос с кадрами техников по доению решался очень непросто. Казалось бы, есть опытные доярки, которых мы принимали на работу. Но что мы увидели: люди, которые живут на селе, привыкли работать определенным образом. Утром подоили, кое-что подделали на ферме и – по домам. Вечером такая же история. А у нас ферма должна работать круглые сутки, на наших МТК трехразовое доение. Мы три раза в сутки доим, то есть три раза моем оборудование. И люди должны работать нормальный восьмичасовой рабочий день. И многие на селе просто оказались не готовы к такому режиму труда.

У нас работает много иностранцев-консультантов по молочному животноводству. Это консультанты по кормлению, по воспроизводству, по выращиванию растений, по здоровью животных, по ветеринарии. Это люди, которые приезжают к нам раз в три месяца на неделю и обучают наших специалистов.

- Санкции не помешали вашему сотрудничеству?

- Мы работаем с иностранными специалистами уже не первый год. Санкции введены в отношении поставок продуктов питания, а не в отношении передвижения. Поэтому никаких проблем нет. Иностранные специалисты хотят работать с нами и дальше, так как мы хорошо оплачиваем их труд и они видят результаты своей работы.

Профессия колхозник: не звучит она гордо

- Какую поддержку оказывает вам государство, и нуждаетесь ли вы в ней?

- Если бы не национальный проект развития АПК, который был в 2007 году предложен президентом В.В. Путиным, конечно, мы бы не решились на строительство такого большого количества ферм. В 2008 году мы со всеми на равных вошли в программу и как все на общих основаниях получаем субсидии. К сожалению, в Псковской области молочное животноводство не является основной движущей отраслью сельского хозяйства.

– Дмитрий Викторович, а почему, по вашему мнению, молочное животноводство плохо развивается в нашей стране?

– Во-первых, молочное животноводство требует привлечения больших инвестиций и на длительные сроки. И срок возврата этих инвестиций не менее 15–20 лет. К сожалению, такой вид кредитования в нашей стране не сильно развит. Дают деньги в основном максимум на 10 лет. Чем отличаются Европа и Америка сегодня от нас, так это тем, что там есть возможность привлечения больших инвестиций на более долгосрочный период и по низким процентным ставкам.

Во-вторых, отсутствуют долгосрочные меры господдержки, которые бы стимулировали производство сельхозпродукции. И соответственно мотивировал идти людей в отрасль. А те меры, которые появляются, они очень часто меняются, что не придает инвесторам уверенности в этих мерах.

В-третьих, сам размер этих субсидий очень низкий.

В-четверых, государство должно задуматься над тем, как сделать молочное животноводство привлекательной, престижной и уважаемой отраслью.

Молодое поколение сегодня хочет идти в чиновники, нефтяники, газовики – потому что эти профессии ассоциируются с большими деньгами и это престижно. А сельским хозяйством сегодня в нашем государстве заниматься немодно. Вы же знаете, если у нас хотят человека обидеть, называют колхозником. Это как бы второй сорт. Таково общественное мнение. И, к сожалению, наши чиновники ничего не делают, чтобы изменить эту ситуацию.

Государство может и должно сделать так, чтобы заниматься сельским хозяйством в нашей стране стало престижно – как в Европе и в Америке. Начинать надо с повышения статуса самой отрасли. И должны это начать делать федеральные и областные власти. Это можно начать делать прямо завтра, и на это не требуется особых средств.

«Слактис» и «Сваля»: общий язык найден

- Можно предположить, что у вас есть и далеко идущие планы. Это так?

- Да, это так. Мы рассматриваем вопрос строительства новых комплексов. И признаюсь, что у нас есть очень серьезные предложения и интерес со стороны Тверской, Новгородской и Смоленской областей.

- А в Новосокольническом районе планируете строительство ещё одного комплекса?

– Чтобы построить комплекс в Новосокольническом районе, нам не хватает площадей для создания собственной кормовой базы. А это главное при строительстве комплекса. У нас конструктивные деловые отношения с Главой района и администрацией. Мы надеемся, что в скором времени мы решим все вопросы.

- Дмитрий Викторович, каковы рынки сбыта вашей продукции?

- Мы очень активно растем и развиваемся, помимо Псковской области и Северо-Запада, наши продукты уже появляются как в Центральной части России, так и за Уралом. Сегодня продукты, которые мы производим, представлены во всех крупных сетях – таких, как «Дикси», магазинах «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток», гипермаркетах «О'Кей», «Лента», «Билла», «Интерторг», и т.д.

– Какую продукцию вы туда поставляете?

– Сыры и масло. Сырному производству отдается 90 процентов наших усилий. Несколько лет назад на молочном комбинате была запущена современная автоматизированная линия по производству сыра. Наши продажи уверенно растут, и в ближайшей перспективе мы планируем расширять наше производство.

– Расскажите о сотрудничестве в производстве сыра с компаниями «Сваля» и «Валио». В чем оно заключается? И как же санкции?

– Эти производители как раз попали под ответные санкции. Но теперь сыры под брендом «Сваля» и «Валио» в продаже появились. И это вовсе не контрабандный товар. Эти сыры производятся теперь на Великолукском молочном комбинате. Причем мы являемся единственным предприятием в России, которое эти компании выбрали в качестве партнера. Они очень долго искали партнеров в России, которым они смогли бы доверить выпуск своей продукции. Вы же понимаете, что если нам доверили производить сыры эти компании, это говорит о высоком качестве производимых нами продуктов.

– А мы знаем, что вы планируете выпуск новой продукции. Расскажите об этом.

– Да, в ближайшее время мы выпускаем две новые коллекции сыров: классическую и авторскую, и уже в мае вы сможете найти их на прилавках магазинов.