"Первым делом – самолёты"

В далеком 1998-м году в живописном уголке Вязовщины, на месте бывшей деревни Красково, был установлен огромный камень с памятной доской. Надпись на ней оповещает о том, что здесь родился Герой Советского Союза генерал-майор авиации Н.А.Козлов. 30 апреля 2017 года Николаю Александровичу Козлову исполнилось бы 100 лет.

Эта знаменательная дата послужила поводом для проведения патриотической акции.3 мая её участники собрались у районной Администрации и ровно в 9.00 отправились в путь. Затем к нам присоединились учащиеся Краснополянской и Вязовской школ. На машинах доехали до деревни Монаково. А дальше предстояло идти пешком около четырех километров. Этот факт никого не испугал, хотя среди участников акции были люди пожилого возраста.

Шли по бездорожью, любовались окружающей красотой. Ковры белых и голубых подснежников, первые нежно-зеленые листочки… Незаметно преодолели это расстояние.

Взорам открылся холм, на котором установлен валун. Рядом огромный дуб – ровесник нашего знаменитого земляка. За ним, внизу простирается озеро Красково.

У подножия холма, можно предположить, тот самый луг, на котором будущий герой пас коров и впервые увидел самолет. Это его очень напугало. Но биплан, сделав несколько кругов, приветливо покачал крыльями и улетел.

У памятного места состоялся импровизированный митинг. Учащиеся Вязовской школы познакомили нас с биографией Героя Советского Союза.

Своими впечатлениями поделились заместитель Главы Администрации района Татьяна Николаевна Лисица, Глава администрации Вязовской волости Николай Николаевич Русаков, уроженец Вязовщины, краевед Анатолий Иванович Сизов, председатель районного совета ветеранов Галина Александровна Базлова, двоюродный племянник Героя Виктор Алексеевич Огарев и другие.

В завершение митинга участники спели любимую песню всех летчиков – «Первым делом, первым делом самолеты».

АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ СИЗОВ, уроженец Вязовщины, краевед:

- Когда я узнал, что Герой Советского Союза Николай Александрович Козлов – мой земляк, до конца не мог поверить. Приехав в Москву, решил нагрянуть к нему домой. Информация подтвердилась. Я был счастлив и горд.

Николай Александрович поразил меня культурой общения, искренностью. Он также был рад знакомству с земляком.

В 1995 году Николай Александрович Козлов принимал участие в Параде на Красной площади, посвященном 50-летию Великой Победы. Он шел на правом фланге в составе ветеранов второго Белорусского фронта.

Потом мы встречались, хотя и не так часто, как хотелось бы. В последние годы он жил на даче. О своей малой родине помнил всегда. На его столе стояла фотография с памятным камнем.

Это очень важно, что мы приходим к этому месту. Сейчас властвуют новые информационные технологии. Можно совершить виртуальную экскурсию почти в любую точку земного шара. Но нет ничего более ценного, чем общение с природой родного края, как говорится, вживую, встречи с людьми.

ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ ОГАРЕВ, племянник, полковник запаса:

- О том, каким воином был дядя, есть информация во многих источниках. Я хочу сказать, что Николай Александрович был примерным мужем и отцом. На работе он был строгим командиром, а дома любящим мужчиной. Сам наводил чистоту и порядок в квартире– берёг свою жену, которая в войну лишилась руки…

Николай Александрович с уважением относился ко всем, с кем сводила его судьба.

В 1973 году мы вместе были с ним на Вязовщине. А последний раз дядя побывал на малой родине в 1976 году.

В 1978 году я окончил Опочецкое зенитно-ракетное училище. Завершив службу, вернулся на родину. Теперь живу с женой в деревне Монино.

Из биографии Н.А. Козлова:

На следующий год после того, как маленький Николай увидел в небе над деревней Красково самолет, многодетная семья Козловых переехала в Ленинград.

Отец Николая, Александр Спиридонович, участник русско-японской, Первой мировой и гражданской войн, награждён высшими знаками солдатской доблести - тремя Георгиевскими крестами. Работал на обувной фабрике "Скороход". В период блокады он вступил в народное ополчение и погиб при налёте вражеской авиации. Мать Николая пережила отца, вынесла все ужасы 900-дневной блокады и была награждена медалью "За оборону Ленинграда".

После окончания семи классов Николай Козлов поступил в ФЗУ при Ленинградском механическом заводе № 1, которое в 1934 году окончил по специальности слесарь-инструментальщик (лекальщик). Работу на заводе он совмещал с учёбой на рабфаке при электромеханическом институте.

Сдав экзамены, в 1936 году Николай получил законченное среднее образование и поступил на работу в добровольное спортивное общество "РотФронт". К тому времени авиация вызывала в нём всё возрастающий интерес, и вскоре он поступает в ленинградский аэроклуб. Закончив его в 1937 году, решил продолжить обучение в Чугуевском авиационном училище, под Харьковом.

После окончания учёбы Николай Козлов в числе группы выпускников был направлен в город Кировабад на высшие курсы боевого применения ВВС. Там под руководством инструкторов, имевших опыт боёв в Испании, молодые лётчики приступили к освоению сложного пилотажа, полётов в любую погоду, ночных полётов, воздушного боя со стрельбой по цели из любых положений. За четыре месяца обучения Николай налетал на истребителях более 140 часов (для сравнения - за два года Чугуевского училища его самостоятельный налёт на И-16 составил лишь 25 часов). Ходили слухи, что лётчиков готовят к правительственной командировке в Китай, но так ли это - установить не удалось, поскольку в марте 1940 года, по завершению учёбы, их направили по военным округам.

Н.А. Козлов получил направление в базировавшийся в Бобруйске 122-й истребительный авиаполк. Осенью 1940 года он был переведён в 162-й авиаполк того же округа. Полк входил в состав 43-й истребительной авиационной дивизии, которой командовал участник испанской войны, знаменитый уже тогда комдив Г. Н. Захаров.

Война!

…Утром 22 июня 1941 года объявили тревогу. Николай Козлов простился с женой и маленькой дочкой и долгие четыре военных года ничего о них не знал. Разве мог он предположить, что эшелон с эвакуируемыми, в котором находилась и его семья, немецкие самолёты будут расстреливать с воздуха, и жена потеряет руку, а дочурка будет тяжело ранена? Потом он отыщет их там же, на белорусской земле, чудом переживших оккупацию. Однако всё это будет потом, а пока...

Боевой путь Н.А. Козлова трудно уместить в несколько строк. Вот лишь некоторые эпизоды.

Заместитель командира эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка (43-я истребительная авиационная дивизия, Западный фронт) старший лейтенант Козлов свой боевой счет открыл на второй день войны. Он сбил в воздушном бою на самолете И-16 тяжелый истребитель противника Me-110. К сентябрю на его личном счету было уже девять сбитых вражеских самолетов.

24 сентября 1941 года на подступах к городу Брянску на истребителе И-16 Н.А. Козлов вступил в бой с пятью бомбардировщиками противника. В ходе боя двух из них сбил огнем бортового оружия. Вскоре боеприпасы кончились. Вдруг он заметил, как одному "юнкерсу" удалось прорваться к железнодорожной станции. Козлов повернул свой истребитель и зашел в атаку со стороны солнца. Настигнув врага, он нанес по нему удар своим самолетом. Приземлился на парашюте.

Этот бой, длившийся 20 минут, проходил в районе штаба Брянского фронта. Таран наблюдало руководство фронта - командующий Еременко и член Военного совета Пономаренко. Вскоре Николай Козлов был представлен к званию Героя Советского Союза. Но награждение не состоялось - войска Брянского фронта попали в тяжёлое положение, и стало не до наград...

В ходе этого боя Николай Козлов получил серьёзные ранения: была перебита левая нога, при приземлении на разодранном парашюте повреждена правая. Требовалось длительное лечение. Николая отправили на санитарном поезде в тыл, но в Саратове он постарался от поезда "отстать". Пошёл в комендатуру, рассказал о своём желании воевать. Его направили в Саратовский госпиталь, а после излечения - в отдел кадров Приволжского военного округа. Начальник отдела кадров хотел было направить Николая в запасной авиаполк, но тот ответил, что не поедет, а если его пошлют туда в приказном порядке, то приказ он, конечно, выполнит, но как только получит возможность летать, сразу же улетит на фронт (что, к слову сказать, уже случалось в военной жизни). Ввиду такого упорства Козлова решили направить в 439-й авиаполк на должность заместителя командира эскадрильи.

…24 мая 1942 года капитан Козлов вылетел на самолете МиГ-3 на перехват вражеского воздушного разведчика. В районе станицы Морозовской (ныне Волгоградская область) на высоте 9500 м он обнаружил самолёт Ju-88, направлявшийся в сторону Сталинграда. Догнав противника, он вступил с ним в бой. Отстреливаясь, фашист перешел в крутое пикирование. Козлов последовал за ним. Догнав противника, он зашел ему в хвост и нажал на гашетку, но очереди не последовало (от перегрузки перекосило ленту). Тогда он решил пойти на таран. В это время "юнкерс" попытался уйти в облака. Козлов догнал его у кромки облаков и винтом отрубил хвостовое оперение, после чего вражеский самолет рухнул на землю. От удара истребитель сначала подбросило вверх, потом он перевернулся и упал на поле возле станицы Морозовской. Подоспевшие колхозники помогли летчику выбраться из кабины.

14 февраля 1943 года Николаю Александровичу Козлову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Так высоко Родина оценила 495 боевых вылетов, 101 воздушный бой, 12 лично и пять в группе сбитых самолетов противника.

В сентябре 1943 года Н.А. Козлов был назначен командиром 907-го истребительного авиационного полка (9-й истребительный авиационный корпус).

Войну закончил в Берлине. Всего произвел 620 боевых вылетов. В 127 воздушных боях сбил 23 самолета противника (из них 20 — бомбардировщики).

Послевоенная биография нашего земляка была не менее насыщенной. В 1954 году, после окончания Академии Генштаба, Н.А. Козлова назначили командиром истребительного авиакорпуса, затем - первым заместителем командующего 52-й воздушной армией.

В 1962 году выезжает в Болгарию, где в течение трех лет является представителем Штаба ОВС Варшавского договора по ПВО и ВВС. С 1966 по май 1976 года, до выхода в отставку (в звании генерал-майора авиации), занимал должность первого заместителя начальника управления боевой подготовки войск ПВО.

За время своей лётной деятельности (с 1936 по 1972 гг.) Н.А. Козлов освоил более 15 типов самолётов. Последними были МиГ-21 и МиГ-25.

Но и после выхода в отставку он продолжал активно работать, на этот раз - по линии патриотического воспитания молодёжи. Отличные ораторские данные, умение говорить с аудиторией делали его желанным гостем во многих коллективах по всей стране. Даже перемена политического строя и создание границ не отразилась на работоспособности Николая Александровича.

Из наиболее запомнившихся - поездка в 1994 году вместе с дважды Героем Советского Союза Виталием Ивановичем Попковым в Таджикистан для встречи с проходившими там службу российскими пограничниками. Нужно ли говорить о том, как их ждали - и о том, какой опасности подвергалась делегация на пути к пограничным заставам 201-й дивизии. Ветеранам предложили солидную охрану в пути, но они отказались от БТРов, попросив лишь «УАЗ» и пару солдат...

Последние годы Н.А. Козлов жил в Москве. Скончался 11 июля 2005 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. На стене дома, в котором проживал Герой, установлена мемориальная доска.