Урок добра: «Научи меня, Боже, любить…»

18 мая в средней школе города Новосокольники прошла XVII конференция духовенства и работников сферы образования «Духовно-нравственное воспитание: традиции, проблемы, опыт». В её работе приняли участие священнослужители, преподаватели воскресных школ Великолукской епархии, педагоги образовательных учреждений Новосокольнического района, Себежа, Невеля, Пыталова, Новоржева, Пушкинских Гор, Бежаниц, Великих Лук.

Подробный отчёт о работе конференции будет напечатан в следующем номере газеты. А сегодня мы хотим рассказать об открытом уроке русского языка в 6-а классе, который провела учитель русского языка и литературы Г.В. Мельникова.

О том, что урок будет очень интересным и духовно-познавательным, говорило само его название: «Научи меня, Боже, любить». Поэтому и гостей на этом занятии было много.

Опираясь только на название темы урока, можно было предположить, что разговор на нём пойдёт о любви и Боге. Но ведь это урок русского языка… Как же связать разговор о высоком, о духовном с морфологией, синтаксисом и пунктуацией? Но учителя русского языка прекрасно умеют это делать. А начать интересный и полезный разговор с учениками могут, глядя только на тему урока, записанную на доске.

Для современного человека слово «Боже» немного необычное. Привычнее сказать «Бог». Но почему тогда «научи меня, Боже, любить», а не «научи меня, Бог…»? Что же тогда «Боже»?

Оказывается, это форма звательного падежа, которую наш язык утратил в 1918 году. Сейчас слова в форме звательного падежа мы употребляем только во время молитвы. Самые известные молитвы – «Отче наш» и «Богородице, Дево, радуйся».

Узнав подробнее о звательном падеже, шестиклассники попытались образовать в форме этого падежа свои имена. Получилось очень интересно: Кира – Киро, Марина – Марино, Иван – Иоанне…

20180526 1 20180526 2

И, наконец, что же такое любовь? Как у взрослых, так и учеников на ум приходят такие понятия, как «привязанность», «забота», «сочувствие», «преданность».

Эти слова и перечислили школьники в своих ответах на данный вопрос. В словарях и Интернете есть определения любви. Но всем им как будто чего-то не хватает.

Галина Васильевна обратила внимание учеников, что точное определение любви есть в Библии, в Послании апостола Павла к Коринфянам.

Посмотрев небольшой фильм и прочитав Послание, школьники отметили для себя и записали в своих тетрадях, что любить – это не завидовать, не превозноситься, не гордиться, не искать своего, не мыслить зла…

Подводя итог уроку, Галина Васильевна призвала своих учеников не обращаться к Богу во время раздражения («о, Боже» или «о, Господи», как мы часто говорим), иными словами – не произносить имя Господа напрасно (всуе).

Урок получил высокую оценку присутствующих на нём гостей, а Галина Васильевна была удостоена многих слов благодарности.

Постоянная и чётко организованная смена деятельности в ходе урока позволила сделать работу каждого ученика разносторонней и лишенной утомительной однообразности. Атмосфера на уроке была очень комфортной, несмотря на то, что на нём присутствовало много гостей.

Ребята на уроке были активны и внимательны, работоспособны и вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изучаемый материал последовательно и логично, а задания выполняли с удовольствием. Не осталось никаких сомнений, что так происходит во время каждого урока русского языка и литературы, который проводит Г.В. Мельникова.

Послесловие

Галина Васильевна Мельникова:

- Много лет работая в школе (преподаю не только русский язык и литературу, но и основы православной культуры), часто вспоминаю слова А.С. Пушкина «Мы ленивы и нелюбопытны». Как мало наши дети знают о своей вере, о русском языке, его истории. Они мало читают. Цель урока – не только повторить изученное, но и показать, как много интересного остаётся за рамками школьной программы, помочь моим шестиклассникам хотя бы прикоснуться к удивительному церковнославянскому языку, который стал фундаментом русского литературного языка. Церковнославянский язык сравнивали с иконой, с виноградной лозой, на которую привили новую ветвь – русский литературный язык. Это удивительный язык, чистый, образный, живительный. М.В. Ломоносов сказал, что «российский язык в полной красоте и силе будет утверждаться, пока церковь Российская на славянском языке украшаться будет».

Может быть, первый раз шестиклассники задумались и о любви, пытаясь понять слова апостола Павла: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.

Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…»