По местам памяти А.С.Пушкина: "Стиль изящной словесности очень нужен России сейчас…"

В мае ученики 6-а и 5-в классов побывали в городе Пушкине, в Царскосельском лицее. Нам, учителям, очень хотелось, чтобы ребята больше узнали об этом знаменитом учебном заведении, чтобы знания, полученные на уроках пушкиноведения, закрепились, углубились, расширились.

«Живем мы памятью Лицея»

И вот мы поднимаемся по Парадной лестнице, по которой когда-то легко взбегал юный Александр Пушкин, а спускаясь, наверное, с удовольствием съезжал с перил.

Мы в Большом зале, где проходили все важные мероприятия. Здесь 19 октября 1811 г. состоялось торжественное открытие лицея. Присутствовал сам император Александр 1. На всех присутствующих огромное впечатление произвела речь Александра Петровича Куницына, преподавателя нравственных дисциплин, который обращался не к царю, а к 30 мальчикам, считая их главными виновниками торжества. Он призывал их служить Отчизне, выполнять свой гражданский долг. Выступление Куницына было настолько искренно и убедительно, что они, 10-12-летние мальчики, по словам И.И.Пущина, действительно верили, что спустя шесть лет "будут иметь непосредственное влияние на благо целого общества". А Пушкин в 1836 году написал:

20180603 1Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей...

Здесь же в 1815 году на переводном экзамене лицеист Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». И Державин был в восторге, он хотел обнять юного стихотворца, расцеловать, но смущённый поэт убежал. Пушкин никогда не забывал этого дня.

Сначала в Лицее оценки были словесными: «хорошо, очень хорошо, слабо, имеет сведения, не имеет». Потом появились балльные: за отличные успехи ставили единицу, за очень хорошие – двойку, за хорошие – тройку, за посредственные – четверку, за «выражение отсутствия всякого знания, равно для означения дурного поведения» ставили ноль.

Мы с интересом рассматриваем табели, рукописные журналы, которые издавались в Лицее, книги на разных языках в библиотеке, предметы для фехтования.

Все лицеисты были дворянами, но условия для проживания нам показались спартанскими. В комнатах поддерживалась температура 14-17 градусов. Дети вставали ежедневно в шесть часов. День начинался с утренней молитвы, в 7 часов уже шли на занятия. Уроки чередовались с отдыхом, прогулками. Учебный год длился с 1 августа по 1 июля. Месяц каникул лицеисты также проводили в Царском Селе.

На четвертом этаже находятся комнаты лицеистов – небольшие узенькие "кельи", как называл их Пушкин, очень скромно обставленные: конторка, комод, железная кровать, стол для умывания, зеркало. У каждого своя комната, в этом тоже чувствуется уважение к личности воспитанников. Пушкин жил в комнате № 14. Потом, много лет спустя, уже взрослым человеком, прославленным поэтом, письма к бывшим лицеистам он подписывал "№ 14".

На 2-м этаже осматриваем выставку «Живем мы памятью Лицея», представляющую 200-летнюю историю этого замечательного учебного заведения, рассказывающую о судьбах выдающихся выпускников Лицея разных лет.

«Здесь великое былое словно дышит в забытьи…»

В 30 метрах от Лицея находился Екатерининский дворец – бывшая царская резиденция. Трудно подобрать эпитеты к его описанию. Красивый, великолепный, шикарный, уникальный…Голубой, белый и золотистый цвет здания сразу создают ощущение праздника. Фасад украшен белыми колоннами, лепными элементами и фигурами атлантов. Внутри золотая резьба, ощущение простора и света. Парадная лестница, украшенная скульптурами, ведёт в залы дворца, где давались роскошные балы, устраивались приёмы. Большой или Тронный зал – самый большой во дворце. Его площадь – 860 кв. метров, но благодаря огромным окнам и зеркалам между ними он кажется бесконечным. Распахиваются двери – и мы видим Золотую парадную анфиладу – залы для приёмов, расположенные по одной оси. Самый известный зал – Янтарная комната…

А потом мы ходим по парку. В начале мая в Санкт-Петербурге было холодно, у нас цвела черёмуха, а там не распустился ни один тюльпан, не цвели нарциссы. Но Екатерининский парк очень красив в любую погоду. Ульяна Олейник написала так: «В этом парке можно ходить часами. Чтобы обойти его весь, нужны крепкие ноги. В нём красивые дорожки, много скульптур, прудов. Есть и скамеечки, на которые можно сесть и задуматься под пение птиц. Когда-то по этим дорожкам ходил Пушкин с друзьями-лицеистами. Если немножко подождать, может и появится поэт?

Гуляла здесь и Екатерина Великая. В «Капитанской дочке» именно в этом парке состоялась встреча Маши Мироновой с императрицей».

«Не могу называть фамильярно Вас Питером»

Второй день был посвящён знакомству с Санкт-Петербургом. Обзорная экскурсия позволила ребятам увидеть шедевры архитектуры и зодчества. У нас был очень хороший экскурсовод – Екатерина. Много интересного поведала она нам о нашей северной столице. И как же отозвались в сердцах стихи о Петербурге, прочитанные ею:

Вы всегда элегантны в строгом сером граните,
Чёткость линий отметит ценителей круг.
Не могу называть фамильярно Вас Питером,
Лишь по имени-отчеству – Санкт-Петербург!

Уважения заслуживают родители, которые нашли возможность отправить своих детей в эту познавательную и нужную поездку. Для многих это было нелегко материально. Спасибо Елене Петровне Земской и Ирине Михайловне Волик, которые эти два интересных и ответственных для взрослых дня были рядом с детьми!

Г. В. МЕЛЬНИКОВА,
классный руководитель 6-а класса средней школы г.Новосокольники.