«Отечество». Заметки с районной краеведческой конференции

10 октября в Центре дополнительного образования состоялась районная научно-практическая конференция «Отечество».

В её работе приняли участие делегаты образовательных учреждений района и почётные гости - члены жюри: Татьяна Николаевна Лисица – заместитель Главы Администрации района, Галина Владимировна Баранова - врио начальника Управления образования, Галина Александровна Базлова - председатель совета ветеранов войны и труда, отличник народного просвещения, Ольга Васильевна Лобанова – директор Центра дополнительного образования.

- Исследовательская деятельность представляет собой особую форму организации образовательного и воспитательного процесса. В её основе лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний. Она способствует формированию опыта творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения к миру, - пишет О.Л. Сергеюк, методист Центра дополнительного образования детей.

- Краеведение позволяет педагогу использовать огромнейший диапазон тем, педагогических приемов, методических инноваций в любой из учебных дисциплин и во внеклассной работе.

А кроме этого краеведение несёт в себе, за пределами обычного обучения, и ещё один важнейший аспект: без краеведения не происходит становление человека, его успешная социализация. Краеведением определяются взаимоотношения поколений, способность человека, опираясь на прошлое, созидать для будущего, нести миссию справедливости, иметь чувство собственного достоинства.

Именно краеведение помогает новым поколениям реализовать свои творческие возможности в отстаивании культурных и природных ценностей, беречь и преумножать традиции своих предков. Направленные усилиями педагогов появляются первые работы юных краеведов, полные трепетной атмосферы взаимодействия старших и младших, нелицемерного интереса к семейным легендам, жизни и трудам земляков, к нехитрым достопримечательностям в окрестностях своего населенного пункта, своей школы и дома. Именно такие работы и есть настоящее краеведение, за которым просматриваются судьбы людей, связанных со своей землей, со своими корнями, со своей Родиной.

Конкурсы исследовательских и творческих работ способствуют разностороннему развитию личности участников, помогают выявить перспективных одаренных детей и подростков. Задача педагогов и научных руководителей учащихся – дать возможность воспитанникам реализовать себя в полной мере. На них ложится большая ответственность в подготовке своих учеников.

Работа конференции проводилась по номинациям: «Военная история. Великая Отечественная война», «Летопись родного края», «Родословие. Земляки», «Экология. Природное наследие».

В номинации «Экология. Природное наследие» выступила учащаяся 9-г класса средней школы г. Новосокольники Елизавета Кажурина. Её исследование о степени загрязненности окружающей среды с использованием проб снега, полученных из разных мест нашего города, явилось актуальным для сегодняшнего дня.

Руководитель - Валентина Егоровна Бойкова, отличник народного просвещения, учитель химии, лауреат многочисленных конкурсов, подготовила множество участников и победителей школьной научно-практической конференции «Юнис», районной и областной конференций «Отечество».

В этой же номинации прозвучал доклад Романа Селезнева – восьмиклассника из Вязовской школы – по теме «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят». Цель исследования: вторичное использование полиэтилена в бытовых нуждах.

Руководитель творческой работы - Людмила Николаевна Румянцева, активная участница и победитель различных конкурсов, создатель музея в п. Вяз.

В номинации «Родословие. Земляки» выступил Дмитрий Пунтус (9-в класс средней школы г. Новосокольники). Его доклад по теме «Карл Мартович Отс – первый председатель Новосокольнического Совета», посвящается 100-летию Октябрьской социалистической революции и рассказывается в нем о трудовой биографии этого незаурядного человека. Результат исследования - это создание фильма о Карле Мартовиче Отсе, который был продемонстрирован участникам конференции. Руководитель - Юрий Николаевич Алексеев, известный краевед, учитель истории средней школы г. Новосокольники.

В номинации «Летопись родного края» выступила Анна Васильева, 6-й класс Маевской средней школы. Тема доклада «Озеро Спастер – памятник природы и хранитель истории Маевской земли». Анна совершила велопробег вокруг озера. Она рассказала о природе озера, его тайнах и предложила туристско-экскурсионный маршрут.

Руководитель творческой работы - Наталья Николаевна Гнедова, учитель географии и биологии Маевской средней школы, руководитель школьного музея, постоянный участник и призер всех туристско-краеведческих мероприятий и самый активный участник конференции «Отечество».

В номинации «Родословие. Земляки» прозвучал доклад Полины Махмадалиевой (11-й класс Насвинской средней школы) на тему «Маленькие люди» в истории большой страны». Цель: выяснить, какой вклад внесла простая семья Полины в историю страны.

Руководитель исследования - Ольга Николаевна Романова, неоднократно готовила призеров районных и областных конкурсов «Родные истоки», «Отечество», и сама часто выступала на научно - практической конференции по духовно-нравственному воспитанию.

В номинации «Военная история. Великая Отечественная война» (на заочный этап) также был представлен доклад учащейся 8 класса Окнийской школы Ульяны Полугаровой. В работе «Илларион Петрович Горский, руководитель Окнийского подполья» она попыталась исследовать деятельность учителя и заведующего Молотовской начальной школы до войны и его подпольную деятельность во время Великой Отечественной войны.

Руководитель работы - Анастасия Юрьевна Алексеева, учитель географии и истории, неоднократно участвовала в районной конференции «Отечество».

Места распределились следующим образом:

Первое место - Дмитрий Пунтус, второе - Полина Махмадалиева, третье - Анна Васильева.

Исследовательская деятельность есть творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.

Подводя итоги, пожелаем юным исследователям-краеведам и их руководителям не останавливаться на достигнутом, постоянно углублять свои знания, искать новое, неизвестное.