Новый символ нашего города

При поддержке Октябрьской железной дороги, всех предприятий железнодорожного узла обновленный сквер Железнодорожников стал украшением Новосокольников. Накануне 70-летия Великой Победы в нашем городе состоялось знаменательное событие. 7 мая в сквере Железнодорожников был открыт памятник, символизирующий уважение нашего города к своей истории и благодарность славной профессии железнодорожника.

Силами предприятий железнодорожного узла здесь в короткий срок был выполнен колоссальный объём работ по благоустройству. Свой вклад внёс каждый коллектив, и сквер приобрел новый современный облик.

На митинг, посвященный открытию памятника железнодорожникам, пришли ветераны войны и труда, школьники, представители трудовых коллективов города и узла. Ведущие Нина Петренко и Вадим Фролов представили почётных гостей праздника:

Заместитель Губернатора Псковской области Александр Викторович Кузнецов,
начальник Октябрьской дирекции инфраструктуры Евгений Александрович Шевцов,
заместитель начальника Октябрьской железной дороги по Санкт-Петербург-Витебскому территориальному управлению Андрей Николаевич Панков,
заместитель начальника Октябрьской дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам Дмитрий Викторович Горлевский.

Слово для приветствия предоставляется Главе Новосокольнического района В.Н. Соловьёву. Виталий Николаевич сказал:

- После освобождения города Новосокольники первой и самой главной задачей стало восстановление движения по железной дороге.

Отступая, фашисты разрушали всё, что возможно. Особенно варварски уничтожались железнодорожные пути как стратегически важный объект. Там, где рельсы снять не успевали, полотно разрушалось специальной установкой. Она представляла собой вагон с плугом огромного размера, который вонзался в железнодорожное полотно между двумя рельсами. Этот вагон тащили двойной тягой, и шпалы ломались, как спички, а рельсы скручивались спиралью.

В конце февраля 1944 года в Новосокольники прибыли бойцы военно-эксплуатационного отделения №10, сформированного на Восточно-Сибирской железной дороге. В короткий срок вместе с уцелевшими и вернувшимися в свой город жителями они сумели восстановить движение по железной дороге. Вскоре через Новосокольники пошли к фронту воинские эшелоны.

Немецкое командование прекрасно понимало стратегическое значение столь крупной узловой станции – ведь недаром фашисты за нее так упорно держались более двух с половиной лет. И вот в середине июля 1944 года война вновь обрушилась на наш мирный город. В ночь с 19 на 20 июля вражеская авиация, стремясь парализовать работу железнодорожного узла, нанесла сильнейший бомбовый удар по Новосокольникам. Несколькими волнами город и станцию атаковало до шестидесяти бомбардировщиков. Они сбросили около пятисот бомб разного калибра. Разрушения были огромные.

Но самое горькое, что из 70 работавших в ту ночь на станции железнодорожников 36 человек погибли. Все они были похоронены в братской могиле здесь, где мы сейчас находимся. Оставшиеся в живых бросили все силы на восстановление разрушенного, и уже вечером 20 июля эшелоны пошли через станцию вновь…

Вместе с воинами-железнодорожниками погибли и десятки мирных граждан, которых родственники хоронили в разных местах.

Тогда же, в 1944-м, на месте захоронения погибших железнодорожников-сибиряков был поставлен обелиск - металлическая стела с железнодорожной символикой. На плите были выгравированы имена погибших. В 1990 году были проведены реставрационные работы. На новую, уже бетонную стелу, с прежнего обелиска перенесли плиту с именами погибших. Инициаторами этой реконструкции были Почетный гражданин нашего города Павел Лаврентьевич Храпенков и Григорий Макарович Мороз.

20150511 1Сегодня мы открываем новый памятник погибшим железнодорожникам. Его авторы - уже известные нам по восстановленным памятникам у районного Дома культуры и в Семёнкине скульпторы Владимир и Татьяна Оржеховские.

В заключение В.Н. Соловьёв выразил огромную благодарность всем, кто способствовал созданию и открытию этого святого памятного места. В реконструкции этого объекта самое активное участие принимали руководители и работники всех предприятий железнодорожного узла.

…История не уходит. Она жива. Она заговорила на глазах, воскресив самые яркие свои страницы. Машинисты Сергей Кошин и Сергей Ерофеев поднялись в кабину паровоза. Гудок, дымок из трубы, свет буферных фонарей и прожектора – все говорило о том, что этот символ нашего города стал действующим. Вторую жизнь в него вдохнули двое этих железнодорожников и мастер локомотивного депо Денис Башмаков.

20150511 2От паровоза к новому памятнику прошли инженеры, строители, проходчики, машинисты, путейцы, ремонтники – те, кто подарил нам памятное сентябрьское утро 1901 года, когда гулкий паровозный гудок известил всех о рождении новой станции.

…Почетное право открытия памятника предоставляется В.Н. Соловьёву, Е.А. Шевцову, начальнику Новосокольнической дистанции пути А.Б. Багаутдинову, который был инициатором и координатором этого грандиозного проекта, а также студенту Великолукского железнодорожного транспорта Илье Пасуеву.

Группе новосокольнических железнодорожников, а также Главе района В.Н. Соловьёву и мэру города Н.С. Наумову были вручены награды железнодорожного ведомства за большой личный вклад в организацию и производство работ на этом объекте.

Торжественный момент – закладка в основание памятника капсулы с обращением к потомкам. Этой чести были удостоены Илья Пасуев и легендарный путеец Александр Евдокимович Орлов. Это именно он стал прототипом скульптуры.

Нет сомнения, что обновленный сквер Железнодорожников станет любимым местом отдыха для всех жителей и гостей города. Сюда с удовольствием придут наши ветераны со своими детьми и внуками, вспомнят молодость, войну и всё, что с нами было…

20150511 3  20150511 4