Ответ на обращение жителей района к Президенту Российской Федерации

Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи, руководимый председателем комитета И.А. Сильченковым, (далее комитет), рассмотрев коллективное обращение жителей города Новосокольники, поступившее на имя Президента Российской Федерации, по вопросу организации пригородного пассажирского сообщения между городами: Великие Луки, Новосокольники, Себеж в рамках компетенции сообщает следующее:

8 июня 2015 года Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи и ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» («СЗППК») подписали договор на транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2015 году по территории Псковской области.

Подписанный договор определяет порядок и условия предоставления субсидий Администрацией Псковской области «СЗППК», маршруты и размеры движения пригородных поездов по территории субъекта. Предусмотренных договором субсидий в размере 109 млн. рублей недостаточно даже для сохранения текущего размера движения пригородных поездов по территории Псковской области, поскольку в бюджете на эти цели выделено только 60 млн. рублей. По условию договора предусматривается окончательная оплата услуг по итогам организации движения поездов в первом квартале 2016 года с возможной корректировкой размеров движения поездов.

В соответствии с договором на данном направлении еженедельно по пятницам и воскресеньям организовано движение поездов:

№ 6506 сообщением Новосокольники - Великие Луки, отправлением 6:32;
№ 6505 сообщением Великие Луки - Новосокольники, отправлением 18:00;
№ 6701 сообщением Новосокольники - Невель-2, отправлением 13:47;
№ 6704 сообщением Невель-2- Новосокольники, отправлением 10:13.
Поезда по маршруту Великие Луки - Себеж в этом перечне нет.

На данном направлении в настоящее время курсирует служебный (рабочий) поезд в интересах железной дороги. Использовать его для перевозки пассажиров в пригородном пассажирском сообщении «СЗППК» готово только на условиях включения его в соглашение о транспортном обслуживании населения в Псковской области. По представленным «СЗППК» расчетам себестоимость курсирования одного рейса данного поезда составляет свыше 124 тыс. рублей. Доходы от реализации билетов - свыше 13 тыс. рублей. Таким образом, субсидии из бюджета области должны быть не ниже 110 тыс. рублей. В итоге для организации пригородного пассажирского сообщения на этом направлении в год необходимо около 5 млн. рублей.

Цена услуги велика, поскольку в соответствии с договором аренды подвижного состава между пригородной компанией «СЗППК» и ОАО «РЖД» расчет стоимости исчисляется посуточно. Указанная сумма в соответствии с методикой, утвержденной приказом ФСТ России закладывается в расходную часть пригородной компании, учитывается при определении экономически обоснованного уровня тарифа и в итоге подлежит оплате из бюджета области в виде субсидий, что в современных условиях практически невозможно.

В соответствии с Законом Псковской области от 29 декабря 2014 года № 1475-03 «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» комитету как главному распорядителю бюджетных средств выделено 60 млн. рублей на организацию пригородного пассажирского сообщения железнодорожным транспортом. Таким образом рассматривать вопрос об организации курсирования поезда по маршруту Великие Луки - Себеж возможно только при выделении дополнительных финансовых средств из бюджета области.

Проблемы с организацией пригородного пассажирского сообщения имеются не только на данном направлении. В текущем году в Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи поступило свыше 130 обращений граждан по вопросам пригородного пассажирского обеспечения населения железнодорожным транспортом. В том числе 23 обращения рассмотрены по поручению Администрации Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального собрания России.

Основа проблемы - диспропорции тарифной политики субъекта Федерации и ОАО «РЖД», о чем свидетельствует факт наличия проблем организации пригородного сообщения в масштабах всей страны. Тарифная политика субъекта РФ ограничивается платежеспособностью населения и установленными ограничениями ФСТ России, а тарифная политика ОАО «РЖД» практически ничем не ограничивается и сообразуется с учетом не только полных затрат на организацию пригородного пассажирского сообщения, но и на другие общехозяйственные нужды, в т.ч. ОАО «РЖД».

По расчету ОАО «СЗППК» экономически-обоснованный уровень тарифа для Псковской области составляет 11 рублей 39 копеек за км пути. Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 23.12.2014 № 100-ЖД установлен тариф на провоз пассажира 2 рубля 31 копейка за км пути. Разница выплачивается из бюджета области. С учетом изложенного, на основе действующих норм, регулирующих финансово-экономическую деятельность пригородных компаний при организации пригородного пассажирского сообщения железнодорожным транспортом, ОАО «СЗППК» произвела расчет финансово-экономических показателей курсирования поездов на 2015 год по территории Псковской области в размерах конца 2014 года в сумме свыше 143 млн. рублей.

Существенно влияет на размеры субсидий уровень пассажиропотока. По информации, поступившей от ОАО «СЗППК», в 2014 году на маршруте от ст. Изоча до Новосокольников за год отправлено, среднесуточно, пять человек за два дня. До ст. Изоча, среднесуточно, из Новосокольников - 3 человека.

Из Лемно до Новосокольников - 5 человек, в обратном направлении - 28 пассажиров, из Заваруйки - 45 человек, обратно - 47, из Забелья - 232 пассажира, обратно -153 пассажира за год!

Эти данные были «выгружены» из базы данных программного обеспечения железнодорожной дороги АСУ «Экспресс» по продаже билетов. На основе этих данных пригородной компанией составляется бухгалтерский отчет о полученной прибыли по перевозке пассажиров с последующим расчетом субсидий, которые выплачиваются перевозчику из бюджета области.

Рентабельность пассажирских перевозок на пригородных маршрутах при такой населенности вагонов имеет экономически обоснованный тариф, размеры которого невозможно компенсировать тарифом на проезд, т.е. ценой на билет. Таким образом, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими пригородное пассажирское сообщение железнодорожным транспортом, данный вид транспорта убыточен, в том числе по причине недостаточно высокого пассажиропотока.

Единственная возможность сохранить пригородные перевозки - это заменить железнодорожные маршруты автобусными, поскольку их себестоимость в Псковской области почти в 5 раз меньше. Например, заявленная ОАО «СЗПГ1К» себестоимость перевозки пассажира по железной дороге в 4 квартале 2014 года составила 19,74 руб./пасс-км, себестоимость перевозки автобусами - 4,04 руб./пасс-км.

В связи с отменой пригородного поезда Себеж - Великие Луки на направлении "Новосокольники - Великие Луки" осуществляется пригородное автобусное движение по расписанию:

6:20, 7:20, 9:20, 11:30, 14:20, 16:00 (1-5);
7:30, 9:20, 11:30, 14:20, 16:00 (6,7);
8:00 (6), 20:15 (7);

и обратно "Великие Луки - Новосокольники":

6:20, 7:20, 10:20, 12:30, 15:30, 17:30 (1-5);
8:30, 10:20, 12:30, 15:30, 17:30 (6,7);
13:35 (6); 21:05 (7).

Открыт автобусный маршрут № 808 «Себеж - Великие Луки» через Идрицу отправлением из Великих Лук в 18:00, из Себежа - в 5:30 (6 дней кроме среды) и по воскресеньям отправлением из Себежа в 12:00.

В целях обновления автопарка государственных предприятий в 2014 году закуплено 8 автобусов. До конца текущего 2015 года на эти цели запланировано 20 млн. рублей и в первом квартале уже закуплен 21 автобус. Два автобуса распределены в Новосокольнический район, по одному в Невельский и Великолукский и 3 автобуса в Себежский районы.

Вопросы, связанные с организацией маршрутов, расписания движения рейсовых автобусов перевозчиками согласовываются с Главами районов.

Комитетом осуществляется мониторинг пассажиропотока на маршрутах автомобильного транспорта и анализ обращений граждан, результаты которых используются для внесения изменений в действующие маршруты и расписания движения автобусов, в рамках материально-технических возможностей автоперевозчиков и бюджетных ассигнований.

В настоящее время уполномоченные структуры ОАО «РЖД» согласовали вопрос об организации мультимодального вида транспортного сообщения по маршруту Себеж - Новосокольники - Великие Луки далее на московском и ленинградском направлениях транспортного обеспечения - совмещения автобусного и железнодорожного сообщения по единому билету. С первого июня данный вид транспортной услуги введен в действие.

По поручению Президента РФ В.В.Путина Правительством РФ, Администрацией Президента совместно с субъектами Российской Федерации и ОАО «РЖД» осуществляется поиск финансово-экономических и организационных решений в целях организации пригородного пассажирского сообщения в интересах доступного транспортного обеспечения населения.